









|
Makumba |
|
Сайт вольных инженеров-конструкторов Великого Новгорода |
|
Тупняк |
|
Запомните или запишите: Телефон: 8-921-707-96-24—Мегафон Телефон: 8-911-609-51-54—МТС Спросить Ивана Эл. почта: buzzard_s@mail.ru |
|
Вобщем-то, не хорошее дело, когда приходится умышленно подстраиваться под преподавателя. Преподаватели бывают разными. От признанного и уважаемого учащимся людом человека до чванливого и упрямого создания, из-за своей серости вызывающего только раздражение при общении. Поговорим о плохом. Пример №1 Надо было выпускнику политехнического техникума по имени Н. сделать графическую часть диплома. Парень долго старался, чертил самостоятельно эскизы, подгонял всё с точностью до микрона. Сам в T-Flex заготавливал шаблоны чертежей и хотел, чтобы его диплом был лучше всех. Мы решили ему помочь от души и профессионально оформить чертежи. Просто, встречаются такие трудолюбивые студенты, которые учатся для знаний. Начертили Калибр СБ. Не прошло. А всё по тому, что преподавательнице Р. Захотелось, чтобы в основной надписи в графе «Материал» стояло «Сталь 20 ГОСТ 1050-88”. Вот, что получилось: Материал ЧЕГО?! Винта, гайки, полимерной рукоятки или основания калибра? Что там говорится в ГОСТ 2.164 для графы 3 “Материалы”? Даём парню ксерокопию ГОСТ. Ответ со стороны дарителей знаний однозначный: «Материал должен быть указан!» И баста. Поехали дальше… Что такое М16х1-8g вот на этом рисунке? Ответ: «Резьба». Снова лезем в сборник ЕСКД, снова делаем копию из ГОСТ 2.311. Парня уже колотит от нервозности. Ладно, так и оставили, коли Р. так хочет видеть изображение резьбы. Ещё один прикол. Заворачивает назад Кондуктор СБ. Не понравилось, что болты и гайки начерчены не упрощённо. Смотрим стандарты и видим, что они не запрещают обратного. То есть, черти их как хочешь. Пардон, как Р. хочет… Пришлось из-за этой прихоти заново выводить лист А1. А студент хотел показать свою прилежность. Эххх. Раз семь корректировали чертежи, ломая свои параметрические фрагменты (кто знает, что это такое, нас поймёт). Вобщем, времени угрохали много. А ради чего? Пример №2 Курсовой проект по дисциплине «Детали машин». Серьёзная вещь. И подход к ней серьёзный. Методику расчета мы применили из учебника Чернавского. Всё-таки, он для техникумов и попроще Дунаева. Ицкович 1970-го года староват для этого дела, хотя и в него можно заглянуть, особенно в первые абзацы параграфа 50. Мы сделали расчёты, вылизали чертежи. Получилось красиво и правильно. Неприятности пошли сразу. Велено было убрать из СБ одну из проекций. Лишней оказалась, понимаешь. Что за посадка L0/k6? Убрать и оставить только k6 (это на сопряжённых-то деталях). Нет такой посадки!. Убрали, но заглянули в справочник Анурьева 2001 года том 2 в таблицы 85 и 86, где расписаны посадки подшипников на валы. Почему у сливной пробки (коническая дюймовая резьба ГОСТ 6111 с углом профиля 60 градусов) нет паронитовой прокладки? Нарисовать! Включаем тупняк. А кто их ставит на коническую резьбу, у которой есть уникальное свойство заклинивать по всем виткам и не пропускать среду? Каждому механику это известно, если он посмотрит справочники или стандарты на соединения по наружному/внутреннему конусу. Что это за гайка, которая фиксирует подшипники от осевого смещения? Не знаю такой. Отвечаем: с ней проще, так как по сравнению с гайкой по ГОСТ 15523, в нашем случае не надо резать паз на валу под шайбу. И ослаблять вал, разумеется. Почему большой ресурс подшипников? Потому, что ваши студенты даже не знают, что такое ГОСТ, а в учебниках мельче конических подшипников серии 72хх нет. Пояснительная записка не должна быть по ГОСТ 2.106, а такая, какую я хочу видеть. Мне надо предоставить проект в таком виде, в котором мне надо. Короче говоря, парни недели три ходили к нам за разъяснениями по вопросам, которые ни один специалист в здравом уме никогда не задаст и не потребует их выполнения. Объясняли им инженеры, а не преподаватели. А ради чего? Вывод Преподавательница Р. Не знает ГОСТов! Лепит из детей недоучек и зарубает тягу к творчеству на корню. Прямо ужас какой-то. Фраза типа: «В учебных целях допускается...» - не выдерживает критики. Если человека сразу правильно не научишь, потом перестраиваться тяжко. Так кто кого тупит? А? Следует заметить, что к НовГу вышесказанное не относится. Там работают образованные люди и выполнять чертежи для студентов университета - удовольствие. Пример №3 Который тупняком назвать трудно, но встречается иногда. Всё дело в посадке колеса зубчатой передачи на ведомый вал. Есть два варианта: крепление на шпонке или прессовое. Шпоночное. Это 100%-я классика, пришедшая к нам с незапамятных времён. От проворота колеса на валу спасает кусок металла (обычно нормализованная сталь 45 ГОСТ 1050-88), вставленный между валом и колесом. Неоспоримый плюс такого соединения—возможность замены любой из сопрягаемых деталей без большой возни и самыми примитивными инструментами типа съёмника или кувалды. Минус: - вал должен иметь упорный буртик; - торец упорного буртика и ступицы колеса должны быть обработаны с соответствующей точностью; - заготовка для вала берётся большего диаметра, чем требуется, чтобы сделать посадку деталей; - увеличивается длина вала за счёт того, что шпоночное соединение требовательно к длине шпонки, дабы выдержать напряжения от передачи крутящего момента и на длину упорного буртика. Прессовое. Взгляните, хотя бы, на редукторы двадцатилетней давности, выпускаемые SEW EURODRIVE, FLENDER и др. И увидите, что в некоторых исполнениях колёса внутри редуктора установлены с помощью прессовой посадки с гарантированным натягом. Соединение не разборное (и ежу понятно). Но почему так? А дело в том, что при расчёте зубчатого зацепления в формуле учитывается срок наработки редуктора. То есть, изготовитель гарантирует безотказность своего изделия на определённый срок. Теперь разыграем следующую сценку. У вас раскрошились зубья в зацеплении или шестерня с колесом облысели до невозможности. Что делает механик? Правильно, заказывает новую пару (обратите внимание - вместе с ведомым валом, который тоже из-за нагрузок претерпел изменения). Процесс «Конструктор-расчёты-изготовление на ином предприятии» занимает больше времени, чем требуется для того, чтобы привезти эту пару от изготовителя, имеющего специализированное оборудование. Не следует забывать и о качестве. На поточных линиях, где простой конвейера стоит очень дорого, это актуально. К тому же, прессовая посадка технологичнее. Дорогие студенты, будущие механики, обратите на это своё внимание. Приучайтесь мыслить по-современному. Пример №4 Способ крепления муфты, звёздочки или шкива на валу. К великому сожалению, наши преподаватели, за редким исключением (где-то там-то), не интересуются современными способами конструирования и расчёта передач. Они уткнулись в учебники прошлого тысячелетия и к новинкам относятся с презрением или боязнью. Но жизнь не стоит на месте. Например, многие ли знают что ЭТО - вчерашний день: а вот ТАК поступает конструктор, внимательно следящий за событиями в мире: или предпочитает ТАКОЙ способ: а кто знает, что ВОТ ТАКОЕ: намного предпочтительнее дедовского метода натяжения за счёт винтовой пары? Правильный ответ: СЧИТАННЫЕ ЕДИНИЦЫ. Естественно, в курсовых работах по Деталям машин такого кошмара быть не должно. Если преподаватель не знает, то и студенту не положено умничать. А жаль. В заключение хочется добавить, что не стоит каждый раз изобретать колесо, ибо на Западе оно стандартизировано по тому же ISO и внесено в каталоги различных фирм-производителей. А у нас до сих пор его разрабатывают и чертят... Теперь смело возвращайтесь на предыдущую страницу нашего сайта и помните, что ВЫ - будущие инженеры |
|
Наши координаты: Великий Новгород |